Главная страница → Деятельность → Антикоррупционная деятельность → Методические материалы → Что такое конфликт интересов? Основные понятия Конфликт интересов – ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам (ст. 19 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 14 февраля 2010 г.) «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Статья 10. конфликт интересов

Недопущение и разрешение конфликтов интересов на госу­дарственной службе являются одним из главных антикоррупционных механизмов. В то же время данный механизм не является абсолютно новым, так как это понятие используется в российском законодательстве на протяже­нии уже достаточно длительного времени, в том числе и примени­тельно к публичным служебным отношениям.

Термин «конфликт интересов» в контексте деятельности государ­ственных служащих стал применяться, в основном в связи с вопросами коррупционного поведения. Распространение данного института на сферу публичного управле­ния вызвано необходимостью предотвращения влияния на государственного служащего каких-либо частных интересов, могущих повлиять на выполнение им своих должностных обязанностей. Конфликты интересов на государственной службе — это что? примеры ситуаций

Среди них: — выполнение отдельных функций государственного управления в отношении родственников и (или) лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего; — выполнение иной оплачиваемой работы; — владение ценными бумагами, банковскими вкладами; — получение подарков и услуг; — имущественные обязательства и судебные разбирательства; — взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с государственной службы; — явное нарушение установленных запретов. Непринятие служащим, а также руководителем, которому стало известно о наличии у подчиненного личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по его предотвращению и (или) урегулированию является правонарушением, влекущим увольнение в связи с утратой доверия.

Конфликт интересов на государственной службе

Наниматель в этом случае должен отстранить служащего от выполнения его обязанностей до того момента, когда все имущественные и судебные ситуации будут урегулированы. Аналогичные действия наниматель выполняет в том случае, если указанные обязанности имеют друзья и родственники служащего.

Конфликты интересов, связанные с трудоустройством Если в процессе выполнения своих обязанностей и функций государственный служащий столкнулся с организацией, в которой он работал в качестве руководителя, служащего, ему необходимо уведомить об этом своего нанимателя в письменной форме. Руководитель организации должен оценить ситуацию и решить, будут ли предыдущие рабочие взаимоотношения служащего влиять на выполнение его обязанностей. Если такая ситуация вероятна, то на момент данного процесса государственный служащий должен быть отстранен от своих обязанностей.

Конфликт интересов

Личный Личный конфликт интересов — это ситуация, когда частные интересы человека — такие как профессиональные связи вне организации или личные финансовые активы — вступают в реальное или мнимое противоречие с выполнением им/ею служебных обязанностей. Способы борьбы с конфликтом интересов Превентивный метод Предотвращение возникновения конфликта интересов — самый эффективный способ борьбы с данным проявление коррупции.

Внимание

Примером такого метода является отказ государственного служащего, получившего назначение, от доли в капитале компании. Раскрытие информации Государственные служащие обязаны регулярно декларировать своё имущество и доходы.

Это позволяет выявить и предотвратить возникновение конфликта интересов.

Конфликт интересов на государственной службе это ситуация когда

Впоследствии принадлежавшие ему доли уставного капитала Морозов передал своим родственникам, но принимал решения в пользу учрежденных им компаний, в том числе о заключении государственных контрактов. Наказания за незадекларированный конфликт интересов в России крайне немногочисленны.

Инфо

Первый случай произошёл в конце 2012 года, когда мировой судья судебного участка № 88 Самарской области признал виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ (незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего) управление полиции г. Тольятти, наложив на него штраф в размере 100 тыс. руб.

Федеральным законом от 21.11.2011 №329-ФЗ статья 11 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» дополнена частью 5.1, в соответствии с которой непринятие государственным или муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение государственного или муниципального служащего со службы. В этой связи в федеральный закон от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» введено новое основание для увольнения служащих — в связи с утратой доверия.

В таком случае конфликты интересов на государственной службе – это ситуации, которые напрямую регулируются начальником организации. До момента устранения конфликта интересов служащий должен быть отстранен руководителем от выполнения своих обязанностей, которые связаны с личной заинтересованностью.

Важно

Конфликты интересов, связанные с оказанием дополниельных услуг и получением подарков Служащий государственных органов, а также его родственники и друзья не должны принимать подарков в какой-либо форме от лиц и организаций, в отношении которых государственным служащим были выполнены некоторые функции государственного характера. Также служащему и его родственникам не рекомендуется принимать подарки, независимо от их стоимости, от подчиненных конкретного государственного служащего.

Конфликт интересов на государственной службе это ситуация когда ответ

Примеры личной заинтересованности – это возможность получения лицом, которое пребывает на государственной должности, дополнительных доходов в виде денег, ценностей и другого имущества, которые предоставляются не только непосредственно служащему, но и членам его семьи, родственникам, друзьям. Государственный служащий в силу своей работы, например, при выполнении отдельных функций управлений государственного типа, может попадать в ситуации, которые подпадают под определение личной заинтересованности. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе в таком случае может быть вызван функциями служащего касательно наличия полномочий принимать решения по техническим, организационным, кадровым, финансовым, материальным или другим вопросам организации или государства.

Конфликт интересов на государственной службе это ситуация когда пример

Конфликт интересов — ситуация, при которой личная заинтересованность человека может повлиять на процесс принятия решения и, таким образом, принести ущерб интересам общества либо компании, являющейся работодателем сотрудника. Проблема конфликта интересов актуальна как для частного бизнеса, так и для государственных служащих.

Национальное законодательство и нормативные документы корпораций требуют урегулировать конфликт интересов. Наибольшее значение для общества имеет проблема возникновения конфликта интересов у чиновников.

Конфликт интересов на госслужбе это ситуация когда

Конфликт интересов, связанный с наличием у служащего другой оплачиваемой работы Согласно законодательству, государственный служащий может заниматься другой оплачиваемой работой, если это не влечет за собой появление конфликта интересов. В том случае, если должность на другой работе будет содействовать появлению у служащего личной заинтересованности и, соответственно, конфликтной ситуации, он должен уведомить об этом своего руководителя, а также отказаться от другой оплачиваемой должности.

Если же сотрудник не принял никаких мер для того, чтобы осуществить урегулирование конфликта интересов на государственной гражданской службе, руководитель организации должен оградить его от выполнения служебных обязанностей. Информация об сложившийся ситуации подается в соответствующий отдел кадровой службы.

источник: aval48.ru

Конфликты интересов на государственной службе – это одна из основных причин коррупционных правонарушений. С целью недопущения подобной ситуации и просвещения государственных служащих разрабатываются специальные программы по урегулированию подобных конфликтов.

Contents

Понятие конфликта

Под конфликтом понимают столкновение нескольких противоположных мнений, убеждений, позиций и мировоззрений. Конфликты появляются в процессе социального взаимодействия и заключаются в том, что участники конфликта занимают противоположные позиции, а сама ситуация часто сопровождается негативными эмоциями и поведением, которое выходит за рамки принятых норм.

В зависимости от ситуации конфликт может быть как деструктивным, так и конструктивным. В любом случае он состоит из нескольких компонентов:

  • Биполярность. Конфликт возможен только в том случае, если в ситуации одновременно присутствует противостояние, однако также есть и связь, которая содержит возможность для создания противостояния.
  • Активность. Любая ситуация перерастает в конфликт только в том случае, если присутствует определенный импульс и активность со стороны участников конфликта.
  • Субъекты конфликта. Для конфликта необходима конфликтная сторона, способная создавать конфликтную ситуацию и влиять на ход развития указанного конфликта.

Существуют разные типы коллизий. Ситуации конфликта интересов на государственной службе заслуживают отдельного внимания, поскольку имеют свои психологические, политические и юридические элементы.

конфликт интересов на государственной службе это ситуация когда ответ

Что такое конфликт интересов?

Понятие «конфликт интересов на государственной службе» невозможно рассмотреть без трактовки термина «конфликт интересов». Под этим понятием подразумевается ситуация, при котором личная заинтересованность служащего государственного типа может прямо или косвенно влиять на соотвествующее выполнение им своих обязанностей.

Достаточно часто подобная процедура сопровождается тем, что возникает противоречивая ситуация между личной заинтересованностью лица и законами организации, общества или государства. Конфликт интересов на государственной гражданской службе также приводит к тому, что появляются ситуации, при которых может быть нанесен вред законным правам и интересам государства, конкретных организаций или граждан.

Понятие личной заинтересованности

Под личной заинтересованностью понимают ситуации, которые прямо или косвенно могут повлиять на исполнение служащим своих обязанностей. Личная заинтересованность непосредственно влияет на конфликт интересов на государственной службе. Примеры личной заинтересованности – это возможность получения лицом, которое пребывает на государственной должности, дополнительных доходов в виде денег, ценностей и другого имущества, которые предоставляются не только непосредственно служащему, но и членам его семьи, родственникам, друзьям.

Государственный служащий в силу своей работы, например, при выполнении отдельных функций управлений государственного типа, может попадать в ситуации, которые подпадают под определение личной заинтересованности. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе в таком случае может быть вызван функциями служащего касательно наличия полномочий принимать решения по техническим, организационным, кадровым, финансовым, материальным или другим вопросам организации или государства.

конфликт интересов на государственной службе это ситуация когда ответ

Предотвращение и урегулирование конфликтов интересов

Уведомление о возможном конфликте интересов является основной функцией государственного служащего. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов на государственной службе лежит на ответственности служащего, и если им не было принято каких-либо мер в данном направлении, то это рассматривается как правонарушение, которое ведет к увольнению конкретного лица с государственной должности.

Расследованием ситуации, в ходе которой государственным служащим не было принято каких-либо мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, занимается специальное подразделение кадровой службы, которое отвечает за профилактику правонарушений в органах исполнительной власти и профилактику коррупционных ситуаций. Существует несколько типов процедур, где возникает конфликт интересов на государственной службе. Примеры демонстрируют, что каждая подобная ситуация имеет свои меры предотвращения и способы урегулирования конфликта.

конфликт интересов на государственной службе это ситуация когда ответ

Конфликт интересов, связанный с конкретными функциями служащего

При наличии ситуации личной заинтересованности государственный служащий обязан предоставить сведения об этом нанимателю в письменной форме. В таком случае конфликты интересов на государственной службе – это ситуации, урегулирование которых осуществляет наниматель.

При наличии подобного конфликта наниматель должен отстранить сотрудника от тех конкретных функций, которые приводят к наличию ситуации, где замешаны друзья, родственники или другие лица, с которыми в той или иной степени связан служащий. Например, если государственный служащий находится в комиссии конкурса, где один из кандидатов является его родственником, наниматель должен заменить данного сотрудника другим лицом.

конфликт интересов на государственной службе это ситуация когда ответ

Конфликт интересов, связанный с наличием у служащего другой оплачиваемой работы

Согласно законодательству, государственный служащий может заниматься другой оплачиваемой работой, если это не влечет за собой появление конфликта интересов. В том случае, если должность на другой работе будет содействовать появлению у служащего личной заинтересованности и, соответственно, конфликтной ситуации, он должен уведомить об этом своего руководителя, а также отказаться от другой оплачиваемой должности.

Если же сотрудник не принял никаких мер для того, чтобы осуществить урегулирование конфликта интересов на государственной гражданской службе, руководитель организации должен оградить его от выполнения служебных обязанностей. Информация об сложившийся ситуации подается в соответствующий отдел кадровой службы.

конфликт интересов на государственной службе это ситуация когда ответ

Конфликт интересов, связанный с банковскими вложениями и ценными бумагами

В случае если служащий государственного уровня имеет ценные бумаги организации, в которой он работает, и в отношении которой он исполняет некоторые свои обязанности, а также если он исполняет управительские функции в отношении разнообразных кредитных организаций или банков, он обязательно должен известить об этом своего руководителя в письменной форме, а также передать все ценные бумаги в управление доверительного характера.

Даже если сам государственный служащий не владеет ценными бумагами и вкладами, однако ими обладают его родственники и друзья, он также обязан уведомить об этом свое начальство. Кроме того, он также должен рекомендовать своим родственникам, друзьям или другим заинтересованным лицам передать все ценные бумаги и вклады в управление доверительного характера или вообще от них отказаться. В таком случае конфликты интересов на государственной службе – это ситуации, которые напрямую регулируются начальником организации. До момента устранения конфликта интересов служащий должен быть отстранен руководителем от выполнения своих обязанностей, которые связаны с личной заинтересованностью.

Конфликты интересов, связанные с оказанием дополниельных услуг и получением подарков

Служащий государственных органов, а также его родственники и друзья не должны принимать подарков в какой-либо форме от лиц и организаций, в отношении которых государственным служащим были выполнены некоторые функции государственного характера. Также служащему и его родственникам не рекомендуется принимать подарки, независимо от их стоимости, от подчиненных конкретного государственного служащего.

В случае если руководитель государственной организации узнал о том, что служащий или один из его родственников получил подарок, он должен провести расследование и узнать, насколько этот подарок был связан с выполнением служащим своих государственных обязанностей. Предотвращение конфликта интересов на государственной службе в этом случае имеет две формы. Если наниматель выяснил, что полученный подарок напрямую связан с функциями и обязанностями служащего, в отношении данного лица должны быть осуществлены меры дисциплинарного характера. Мера наказания зависит от тяжести коррупционного правонарушения, его размеров и обязательств, при которых появился конфликт интересов. Если же полученный подарок не связан с исполнением служащим своих обязанностей и функций, наниматель должен известить служащего о том, что получение подарков от заинтересованных граждан и организаций может плохо сказаться на профессиональной репутации самого служащего, а также на репутации организации, в которой он работает. Оптимальным решением будет, возврат служащим подарка, или же компенсация его стоимости.

конфликт интересов на государственной службе это ситуация когда ответ

Конфликты интересов, которые связаны с разбирательствами судебного характера и имущественными обязательствами

При наличии у служащего или его родственников каких-либо имущественных обязательств или судебных разбирательств рекомендуется урегулировать данные проблемы самым оперативном образом. Если в силу определенных причин это невозможно, служащий должен уведомить об этом своего начальника.

Наниматель в этом случае должен отстранить служащего от выполнения его обязанностей до того момента, когда все имущественные и судебные ситуации будут урегулированы. Аналогичные действия наниматель выполняет в том случае, если указанные обязанности имеют друзья и родственники служащего.

Конфликты интересов, связанные с трудоустройством

Если в процессе выполнения своих обязанностей и функций государственный служащий столкнулся с организацией, в которой он работал в качестве руководителя, служащего, ему необходимо уведомить об этом своего нанимателя в письменной форме.

Руководитель организации должен оценить ситуацию и решить, будут ли предыдущие рабочие взаимоотношения служащего влиять на выполнение его обязанностей. Если такая ситуация вероятна, то на момент данного процесса государственный служащий должен быть отстранен от своих обязанностей.

Процессы, связанные с нарушениями служащим запретов

В соответствии с законодательством государственному служащему без разрешения нанимателя запрещено делать следующее:

  • Принимать награды и звания от международных организаций, политических партий и других организаций.
  • Заниматься другой оплачиваемой деятельностью, которая полностью финансируется за счет иностранных государств или международных организаций.
  • Разглашать сведения конфиденциального характера или служебную информацию.

конфликт интересов на государственной службе это ситуация когда ответ

Если нанимателю стало известно о том, что государственный служащий нарушил один или несколько из указанных запретов, он должен рассмотреть вопрос о применении по отношению к данному служащему мер дисциплинарного характера. Это зависит от тяжести и размера коррупционного правонарушения, а также от обстоятельств, при которых оно было совершено.

Конфликты интересов на государственной службе – это особый тип конфликтов, которые возникают между наличием у государственного служащего личной заинтересованности и выполнением им его функций и обязанностей. Разные типы подобных конфликтов требуют особых мер предосторожности при урегулировании.

источник: fb.ru

Сегодня мы поговорим о конфликте интересов на государственной гражданской службе. Вопрос будет рассмотрен со всех сторон, чтобы после прочтения материала вырисовалась точная картинка данного вопроса. Подробности читайте ниже.

Важность вопроса

В последнее время вопрос коррупции встал очень ярко. Актуальность данной темы бьёт все рекорды, ведь коррупцией пропитаны почти все слои власти. Она мешает экономическому процветанию страны, принося определённый вред и социальной сфере. В проекте реформирования государственной системы вопросу коррупции уделяется особое внимание, ведь он – корень большинства проблем. Для борьбы с этой проблемой наиболее эффективно действуют административные рычаги. При этом большое внимание уделяется такому понятию, как конфликт интересов, который и служит причиной возникновения коррупции.

Конфликт интересов

Конфликты интересов на государственной гражданской службе были предусмотрены законодательством изначально. Летом 2001 года президент РФ утвердил Концепцию реформирования системы государственной службы, в которой отдельное внимание посвящалась формированию конфликта интересов. Это было необходимо для того, чтобы при индивидуальной или групповой заинтересованности служащих при возникновении спорных ситуаций работал механизм преодолению конфликтных ситуаций без нарушения или превышения полномочий.

Конфликты интересов на государственной службе — это ситуации, когда личный интерес служащего при исполнении им обязанностей может как-то повлиять на правильное их исполнение. В таком случае может возникнуть некоторое противоречие между законом и личным интересом человека, который хочет нарушить некоторые положения ради своей выгоды. Это определение взято из федерального закона, принятого летом 2004 года. Таким образом, мы понимаем, что конфликты интересов на государственной службе – это четкое понятие, которое рассматривается на высшем законодательном уровне.

Правовое развитие

Правовое оформление вопроса о разрешении конфликтов на государственной службе направлено на то, чтобы общество могло доверять органам государственной власти и знать, что они обеспечат полную безопасность и защищать их интересы. Немаловажно, чтобы граждане были уверены в том, что гос. служащие не станут злоупотреблять своими должностными обязанностями.

Летом 2008 года был принят национальный план по противодействию возникновению коррупции, который позже президент РФ подтвердил. В этом плане говорилось о том, что самым мощным механизмом противодействия коррупции является создания полноценного и комплексного механизма урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе.

Зимой 2008 года был принят ещё один закон, касающийся темы нашей статьи «О противодействии коррупции». Частично в нем были скопированы основные моменты из нормативно-правовых актов, принятых ранее. Дополнение состояло в том, что были добавлены конкретные положения, которые более детально рассматривали само понятие конфликта. Также отдельно рассматривались возможные методы решения проблемы.

В статье 10 данного закона говорится, что конфликты интересов на государственной службе – это ситуации, в которой косвенная и прямая заинтересованность служащего в достижении собственных целей влияет на то, как он исполняет свои обязанности. В итоге такая ситуация может привести к тому, что права обычных граждан, организаций, всего общества или государства могут быть нарушены.

Личная заинтересованность

Понятие конфликта интересов на государственной службе подразумевает наличие личной заинтересованности служащего. Под нею понимается получение определённых выгод при исполнении обязанностей. В результате работник может получать деньги, имущество и другие ценности. Таким образом, мы понимаем, что конфликты интересов на государственной службе – это ситуация, при которой служащий преследует собственные цели и может их достигнуть при исполнении не только служебных, но и общих своих обязанностей.

Исключительно служебные обязанности в России распространяются (согласно закону) на работников прокуратуры, органов наркоконтроля, внутренних дел, таможенных органов и военнослужащих. Однако в законе ничего не сказано о неосновательном обогащении, которое случается довольно часто. Нет конкретного указания на то, что доход может быть в натуральной форме, что определённые выгоды могут иметь конкретные формы и т. д. Не было уточнено и то, что в процессе работы сотрудник может внезапно получить определённые имущественные права. Не конкретизируются третьи лица, которые при злоупотреблении служащими обязанностей тоже могут получить определённую выгоду, используя свое положение.

Под конфликтом интересов на государственной службе понимается, что личная заинтересованность работника может быть не только прямой, но и косвенной. Что это означает? Выгоду от проведения какой-то операции служащий может получить не напрямую. То есть в итоге он не получает денег или каких-то других материальных ценностей. В качестве награды он имеет дополнительные возможности для получения ещё большего дохода.

Даже обсуждая эту тему столь детально, надо понять одну простую вещь: полностью и навсегда избавиться от конфликтов на государственной гражданской службе невозможно. Этого никогда не будет. Но в силах законодателей сделать всё для того, чтобы такие конфликты были урегулированы по чёткому механизму. Для этого нужно выявлять возможные причины, при которых возникает конфликт, обозначать те условия, которые этому способствуют, и наблюдать за динамикой развития. Немаловажно непосредственно управлять процессом решения конфликта.

Причины

Всегда есть место для конфликта на государственной службе. Это возникает неконтролируемо и постоянно. Но определить основные причины всё же можно. К ним относят:

  • пренебрежение нормами действующего законодательства;
  • любое нарушение запретов и отдельных ограничений, которые прописаны в законах, особенно в Законе «О противодействии коррупции»;
  • несоблюдение законных интересов и прав граждан, отдельных организаций и государства при исполнении своих должностных обязанностей;
  • обычное невыполнение своих обязанностей или нарочно исковерканное их выполнение;
  • нарушение норм поведения, которые должен соблюдать каждый гражданский служащий.

Условия

Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе возникает не только ввиду определенных причин, но и при некоторых условиях внутренней среды. К таким характерным причинам можно отнести следующие:

  • недостаточная компетенция служащего или его неопределённость в понимании своего долга;
  • дублирование полномочий других государственных служащих, других органов гос. власти и т. д.;
  • незнание некоторых принципов, на которых основывается работа;
  • наличие конкретных противоречий, которые встречаются в нормативно-правовых актах (это возникает на абсолютно всех уровнях власти и ведет к тому, что в законе ищут «дыры», прибегая к помощи коррупционеров);
  • нарушение организационной и служебной дисциплины;
  • отсутствие материальной или моральной достаточной мотивации работника, которая бы служила неким гарантом успеха, который можно потерять при несоблюдении своих полномочий;
  • дискриминация или недостаточное внимание к сотрудникам, которые выполняют одинаковую работу в равном объёме, но не получают похвалы или другого вида стимуляции от руководства;
  • использование малоэффективной системы оплаты труда.

Возможные правонарушения

В том случае, если урегулирование конфликта интересов на государственной службе не происходит, возможные некоторые правонарушения. Рассмотрим самые часто встречаемые из них:

  • нежелание государственного служащего принимать необходимые меры для того, чтобы конфликт интересов был предотвращён или исчерпан;
  • неуведомление вышестоящих органов о том, что конфликт имел место, или о том, что кто-то из сотрудников имеет личную заинтересованность в определённом исходе дела;
  • неуведомление начальства о том, что уже есть сотрудники, которые незаконно владеют ценными бумагами, акциями, долями и т. д. и получили эти выгоды в результате незаконного использования своих полномочий;
  • бездействие или молчаливый отказ от принятия необходимых мер для того, чтобы передать дело в доверительное управление;
  • вхождение на другой пост без предварительного согласования с руководством, если намечается конфликт интересов.

Обязанности

Конфликты интересов на государственной службе – это такие ситуации, которые возникают, как мы уже поняли, при нарушении работниками своих обязанностей. Однако мы так и не рассмотрели эти обязанности служащих.

В 11 статье закона «О противодействии коррупции» говорится о том, что работник должен сделать всё возможное для того, чтобы не допустить конфликта интересов. Для этого при малейшем подозрении на такую ситуацию служащий обязан письменно уведомить своего руководителя. В 19 статье закона «О гражданской службе» говорится о том, что, если служащий понимает, что конкретно в его случае может произойти конфликт интересов, он должен уведомить вторую сторону, то есть нанимателя, в письменной форме.

Кто же выступает нанимателем? Оказывается это не всегда руководитель. Представлять интересы нанимателя может:

  • лицо, которое временно исполняет обязанности на должности;
  • руководить определённого гос. органа;
  • представитель любого уполномоченного лица, который действует о имени РФ или субъекта РФ.

Способы решения проблемы

Выявление конфликта интересов на государственной службе и своевременная его обработка – лучший вариант действий, однако не единственный. В законе предусмотрено несколько возможных способов решения проблемы:

  • изменение должности или служебного положения, которое занимает гос. служащий;
  • отстранение от выполнения обязанностей;
  • добровольный и гарантированный отказ работника от выгод, из-за которых и возник конфликт интересов;
  • отвод госслужащего от дела в определённых государством случаях и порядке.

Также закон предусматривает временное отстранение работника от дела, при том что денежное содержание служащего не прекращается. Если работник владеет определенными материальными ценностями, акциями, ценными бумагами и т. д., то он должен их передать вышестоящему руководству.

Назначение комиссии

Не всегда предотвращение конфликта интересов на государственной службе возможно. Иногда ситуация заходит слишком далеко. Поскольку конфликты интересов на государственной службе – это оценочная категория, к ней возможны разные подходы. Так, для урегулирования ситуации могут созываться специальные комиссии. Право создавать комиссии имеют только государственные органы. В состав её входят:

  • представитель нанимателя или его уполномоченный;
  • представитель органа государственной власти, в котором возник конфликт;
  • независимые эксперты, которые могут быть в составе по приглашению нанимателя (специалисты в области гражданской службы, лица из образовательных и научных учреждений).

Порядок работы и задачи подобных комиссий были утверждены указом президента РФ в марте 2007 года.

Действия Министерства обороны

Примеров конфликта интересов на государственной службе множество, но как с этим борются? В 2007 году по приказу министра обороны была создана Комиссия по контролю за соблюдением требований к служебному поведению у государственных гражданских служащих. Она занималась рассмотрением следующих вопросов:

  • проверка наличия у работников личной заинтересованности;
  • нарушение служебного поведения, границы которого предусмотрены законом;
  • согласие или отказ в даче согласия лицам, которые выполняли обязанности на определенном посту, в замещении их в течении 2 лет с момента увольнения с прежней должности.

Факторы, способствующие возникновению личной заинтересованности

  • Неоправданная широта полномочий.
  • Отсутствие конкретных сроков для принятия решения.
  • Наличие органов государственной власти, которые дублируют полномочия других служб.
  • Изменение объёма своих полномочий по желанию из-за отсутствия детальных формулировок.
  • Превышения свободы чиновников для правотворчества.
  • Установление общих правил для разных правовых ситуаций без вникания в детали.
  • Принятие нормативных документов, которые лежат вне компетенции.
  • Отсутствие определённого порядка при выполнении ряда административных процедур.
  • Представление завышенных требований к гражданам, которые обратились за помощью, установление обременительных и запутанных правил.
  • Безнаказанное злоупотребление властью.
  • Использование двусмысленных терминов в законах и нормативных актах.

Подводя итоги статьи, хочется сказать о том, что конфликты интересов на государственной службе – это нормально. Однако, чтобы ситуация не выходила за рамки дозволенного, необходимо наладить механизм выхода из таких ситуаций и создать все условия, чтобы они не могли возникать в большинстве случаев, и у должностных лиц не было возможности воспользоваться некоторыми преимуществами своего положения.

источник: www.syl.ru

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ — ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) служащего влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей.

При этом может возникнуть противоречие между личными интересами государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства.

конфликт интересов на государственной службе это ситуация когда ответ

ЛИЧНАЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ — это возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера или каких-либо выгод/преимуществ как непосредственно самим служащим, так и состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родственники, друзья, знакомые и т.д.).

конфликт интересов на государственной службе это ситуация когда ответ

СЛУЖАЩИЙ ОБЯЗАН принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. О возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения (как только ему станет об этом известно) служащий обязан в письменной форме уведомить представителя нанимателя/работодателя.

конфликт интересов на государственной службе это ситуация когда ответ

В случае, если служащий владеет ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать их в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством.

конфликт интересов на государственной службе это ситуация когда ответ

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ НАНИМАТЕЛЯ/РАБОТОДАТЕЛЬ, если ему стало известно о возникновении у служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ и УРЕГУЛИРОВАНИЕ конфликта интересов осуществляются путем отвода или самоотвода служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также может состоять в изменении должностного или служебного положения вплоть до отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

конфликт интересов на государственной службе это ситуация когда ответ

НЕПРИНЯТИЕ государственным или муниципальным служащим мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим его увольнение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Жесткость такой санкции обусловлена недопущением причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации и представляется оправданной с учетом последствий неурегулированного конфликта интересов.

конфликт интересов на государственной службе это ситуация когда ответ

За непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов служащие могут быть привлечены к следующим видам ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ:

— увольнение в связи с утратой доверия;

— предупреждение о неполном должностном соответствии;

— выговор;

— замечание.

конфликт интересов на государственной службе это ситуация когда ответ

При решении вопроса о привлечении служащего к дисциплинарной ответственности должны учитываться характер совершенного коррупционного правонарушения, его тяжесть и обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнения им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения служащим своих должностных обязанностей.

ОРГАНЫ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ осуществляют надзор за исполнением федерального законодательства, в том числе законодательства о противодействии коррупции.

В частности, в рамках надзорной деятельности прокурорами выявляются факты конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.

Так, в 2016 году прокурорами выявлено 2,5 тыс. нарушений антикоррупционного законодательства, связанных с неурегулированием конфликта интересов.

В целях их устранения прокурорами внесено более 1 тыс. представлений, по результатам рассмотрения которых 728 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, в том числе 56 государственных, муниципальных служащих и иных должностных лиц уволено в связи с утратой доверия.

В 2016 году за нарушения, связанные с неурегулированием конфликта интересов, по представлениям прокуроров привлечены к дисциплинарной ответственности следующие должностные лица:

конфликт интересов на государственной службе это ситуация когда ответ

МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ РЯД КЛЮЧЕВЫХ СИТУАЦИЙ, В КОТОРЫХ ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ ЯВЛЯЕТСЯ НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНЫМ.

Среди них:

— выполнение отдельных функций государственного или муниципального управления, а также осуществления контрольно-надзорной деятельности в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего;

— нахождение родственников и иных близких лиц в служебной зависимости от должностного лица, неправомерное назначение их на должности, выплата им вознаграждений, принятие иных необоснованных решений кадрового характера;

— участие должностных лиц в коммерческих организациях, в отношении которых осуществляется контрольная или надзорная деятельность;

— заключение государственных или муниципальных контрактов на выполнение работ или оказание услуг с исполнителями, являющимися родственниками или иными близкими лицами служащего;

— предоставление со стороны служащего аффилированным лицам государственных или муниципальных услуг, грантов, субсидий из средств соответствующих бюджетов, выделение земельных участков для строительства объектов недвижимости и распределении иных ограниченных ресурсов;

— владение служащим ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций).

Анализ показал, что во всех случаях конфликт интересов обусловлен определенными действиями (бездействием) чиновников в отношении аффилированных к ним лиц как физических, так и юридических. В основном выявленные факты связаны с возможностью оказания преференций себе либо близким родственникам.

Примеры ситуаций конфликта интересов

Выполнение отдельных функций государственного или муниципального управления, а также осуществления контрольно-надзорной деятельности в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

Руководителем Управления Роскомнадзора по Республике Бурятия было рассмотрено несколько дел об административных правонарушениях в области связи и информации, совершенных ее супругом, который являлся руководителем направления республиканского филиала одного из крупнейших сотовых операторов России. В нарушение закона мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов чиновница не приняла и, имея личную заинтересованность в разрешении данных дел, самоотвод не заявила. В итоге по каждому из дел назначила нарушителю минимальные наказания в виде предупреждений. По требованию Генеральной прокуратуры приказом Министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации чиновница была уволена в связи с утратой доверия.

Нахождение родственников и иных близких лиц в служебной зависимости от должностного лица, неправомерное назначение их на должности, выплата им вознаграждений, принятие иных необоснованных решений кадрового характера.

Главой администрации городского округа Челябинской области на должность руководителя одного из муниципальных унитарных предприятий принят тесть (отец супруги), которому главой органа местного самоуправления установлены оклад, размер стимулирующих и иных выплат, включая премии. После вмешательства прокурора, по результатам заседания комиссии по урегулированию конфликта интересов глава администрации привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора, его родственник — директор МУП уволен.

Участие должностных лиц в коммерческих организациях, в отношении которых осуществляется контрольная или надзорная деятельность.

По представлению прокуратуры Ивановской области уволена в связи с утратой доверия начальник управления по делам наружной рекламы администрации города в связи с наличием у нее конфликта интересов, связанных с участием в коммерческих организациях, осуществляющих деятельность в сфере рекламы.

Заключение государственных или муниципальных контрактов на выполнение работ или оказание услуг с исполнителями, являющимися родственниками или иными близкими лицами служащего.

После вмешательства прокуратуры Ульяновской области мер по утрате доверия освобожден от должности заместитель главы администрации муниципального образования, который не принял мер к урегулированию конфликта интересов в связи с участием в качестве заместителя председателя контрактной службы в проведении аукциона на ремонт водозаборной скважины, победителем которого был признан его родной брат — директор общества с ограниченной ответственностью.

Предоставление со стороны служащего аффилированным лицам государственных или муниципальных услуг, грантов, субсидий из средств соответствующих бюджетов, выделение земельных участков для строительства объектов недвижимости и распределении иных ограниченных ресурсов.

Житель Пензенской области путем предоставления в областное Управление по развитию предпринимательства подложных документов получил как индивидуальный предприниматель государственную поддержку (грант) в сумме 300 тыс. рублей на развитие предпринимательской деятельности. Как установлено в ходе расследования уголовного дела (возбужденного по ч. 3 ст. 159 УК РФ по факту мошенничества), предпринимательскую деятельность он не осуществлял, в уполномоченный орган представил фиктивные договоры по ремонту автомобилей муниципального бюджетного учреждения. Выяснилось, что данные фиктивные договоры были подписаны по указанию начальника Управления социальной защиты населения администрации района, которая являлась матерью указанного индивидуального предпринимателя. После вмешательства прокурора чиновница уволена с муниципальной службы в связи с утратой доверия.

Прокуратурой Костромской области установлен конфликт интересов в деятельности главы муниципального района, повлекший злоупотребление служебным положением в целях получения выгоды в виде имущественных прав для своего сына. В нарушение требований земельного законодательства, предусматривающего порядок организации и проведения торгов по продаже земельных участков, глава района, действуя из корыстных целей, заключил договор купли-продажи земельного участка по выкупной цене чуть более 100 тыс. руб. со своим сыном, в результате чего земельный участок стоимостью не менее 700 тыс. руб. выбыл из распоряжения муниципального образования. По материалам прокурорской проверки в отношении чиновника возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 285 УК РФ, судом он отстранен от занимаемой должности.

Владение служащим ценными бумагами, банковскими вкладами.

Председатель Комитета градостроительства и архитектуры Вологодской области и его заместитель на протяжении нескольких лет принимали решения об использовании бюджетных средств в интересах связанных с ними коммерческих структур. При этом они не указали сведения о вхождении себя и членов своих семей в состав учредителей и владельцев долей в уставных капиталах этих организаций, а также не приняли мер к урегулированию конфликта интересов. По результатам рассмотрения представления прокурора должностные лица уволены губернатором области в связи с утратой доверия.

Заключение

Как показывает практика, в основе любого коррупционного правонарушения находится конфликт интересов лиц, занимающих публичные должности в системе государственного управления и обладающих в связи с предоставленными им государством полномочиями соответствующим влиянием, которое может быть использовано ими в личных интересах, в том числе вопреки интересам государства.

Основой правового регулирования конфликта интересов в любой сфере правоотношений является установление обязанности принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

В связи с этим стоящие перед органами прокуратуры задачи по осуществлению надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции в части урегулирования конфликта интересов на государственной службе представляют особую актуальность.

Генпрокуратура РФ разработала памятку для служащих о конфликте интересов на государственной и муниципальной службе.

Так, служащий обязан не допускать любую возможность возникновения конфликта интересов. О возникшем конфликте или о возможности его возникновения (как только ему станет об этом известно) служащий должен письменно сообщить представителю нанимателя/работодателю.

Если служащие не принимают меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, то они могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности.

Указаны ситуации, в которых конфликт интересов наиболее вероятен. Во всех случаях конфликт обусловлен определенными действиями (бездействием) чиновников в отношении аффилированных к ним физ — и юрлиц. В основном выявленные факты связаны с оказанием преференций себе либо близким родственникам.

Приведены примеры ситуаций конфликта интересов.

источник: www.garant.ru